Мосты через Москву-реку

Завораживающие мосты Москвы-реки стали неразрывной частью городского пейзажа и символами величия, связывающими левый и правый берега. От древних перекладинных мостов до современных архитектурных шедевров, эти конструкции являются свидетелями истории Москвы и воплощением творческого вдохновения гениальных инженеров и архитекторов. 

Москву-реку пересекает 35 мостов. В статье расскажем о самых популярных мостах, которые привлекают многочисленных туристов и жителей Москвы.

Бородинский мост

Это один из наиболее значимых исторических мостов через главную реку российской столицы, воплощающий в себе не только архитектурную красоту, но и важные исторические события, напоминающие о подвигах наших предков и важности сохранения исторического наследия. 

Мост назван в честь Бородинского сражения, великого сражения русской армии с французами в 1812 году. 

Мост часто разрушался паводками. В 1930 году уровень воды на реке Москвы-реки достиг критической отметки, что привело к замене и модернизации ряда мостов в Москве, чтобы увеличить пропускные характеристики судов для переправы. Бородинские мосты не требовали немедленного ремонта, так как проезжая часть набережная была перекрыта в связи с пересечением моста и набережной. 

В 1952 году был перестроен Бородинский мост по проекту Ю. В. Вернер. Это позволило увеличить пропускную способность моста, повысить безопасность движения и комфорт пешеходов на нем. Реконструкция моста сохранила его исторический облик. 

В 1999-2001 годах Бородинский мост был вновь реконструирован. Замена несущих арок и дорожной плиты позволила обновить основные структурные элементы моста, что повысило его прочность и способность выдерживать транспортные нагрузки.

Крымский мост

Крымский мост соединяет территорию Крымского полуострова с материковой частью России через Керченский пролив. Строительство Крымского моста завершилось в 2019 году. Мост был открыт для автомобильного движения в мае 2018 года, а затем открылся и для железнодорожного движения в 2019. Он стал самым длинным в нашей стране и одним из самых длинных в мире мостов (около 19 км). 

Крымский мост состоит из двух частей: дорожной части, предназначенной для автомобилей, и железнодорожного пути. Он стал важным стратегическим объектом, способствующим развитию экономики и туризма в Крыму. Мост облегчает перемещение людей и грузов, сокращает время путешествия и создает новые возможности для развития региона.

Пушкинский (Андреевский) мост

Пушкинский пешеходный мост построили в 1999, назвали в честь Александра Сергеевича Пушкина. Мост соединяет Нескучный сад и Центральный парк культуры. Его архитектурный стиль сочетает классические элементы и детали, как кованые перила и декоративные светильники. 

Пушкинский мост известен своей красотой, историческими и культурными ассоциациями. Он расположен вблизи таких значимых достопримечательностей, как Храм Христа Спасителя, Парк Горького. Вид на мост с берегов Москва-реки и его окрестностей — один из самых привлекательных и фотогеничных. 

Пушкинский мост также является популярным местом для пеших и велосипедных прогулок.

Живописный мост

Был открыт в 2007 году. Название выбрали с учетом его близости к Живописной улице, что придает мосту своеобразный характер и ассоциации с окружающей атмосферой. 

Особенность Живописного моста — архитектурный стиль, который сочетает в себе элементы классической архитектуры и современного дизайна. Мост состоит из изящных металлических конструкций и каменных столбов, украшенных художественными элементами. Он также имеет прекрасные световые эффекты, которые придают мосту особую привлекательность в вечернее время. 

Здесь есть смотровая площадка, оборудованная стеклянными стенами, что позволяет наслаждаться прекрасным видом на окружающие пейзажи. Она также оснащена системой электрообогрева, которая помогает удалить снег и наледь. Для доступа в здание с моста предусмотрены два подъемника, которые обеспечивают удобный и безопасный подъем посетителей. Дополнительно есть эвакуационные подъемники для использования в чрезвычайных ситуациях.

Патриарший мост

Этот каменный арочный мост был запущен в эксплуатацию в 2004 году. А в 2006 в правительстве решили расширить его до улицы Большая Якиманка. Это решение способствовало улучшению транспортной связи и расширению функциональности моста. 

В 2008 году на Патриаршем мосту был установлен лифт для обеспечения доступности моста для людей с ограниченными физическими возможностями. Также был создан снегосплавный пункт с резервуаром для приема снежной массы, что позволяло более эффективно справляться с снегопадами и улучшать безопасность движения на мосту в зимний период. 

С 2009 года Патриарший мост включен в туристический маршрут «Золотое кольцо Москвы». Это подчеркивает его историческую и культурную значимость, а также привлекательность для туристов, которые могут насладиться его красотой и панорамными видами.

Мост Багратион

Торгово-пешеходный мост был запущен в использование в 1997 году. Это было первое сооружение в комплексе «Москва-Сити». Он служит связующим звеном между Краснопресненской набережной, станцией метро «Выставочная» и «Москва-Сити» с одной стороны, и набережной Тараса Шевченко и Башней 2000 с другой. 

Этот мост имеет два уровня, обладая уникальной архитектурой и функциональностью.

На нижнем уровне моста расположена полностью застекленная галерея, оснащенная движущимися дорожками, обеспечивающими удобное перемещение пешеходов. Верхний уровень частично остеклен и представляет собой площадку, где размещены торговые ряды и открытая смотровая площадка, предлагающая великолепные виды на окружающий пейзаж. 

Кроме того, на мосту установлены эскалаторы для обеспечения комфортного передвижения по мосту.

Большой Москворецкий мост

Это мост с несколькими пролетами и арками. Он соединяет Васильевский Спуск и улицу Варварку с улицей Большой Ордынкой в Москве. Был построен в 1936—1938 годах, реконструкция была в 2019-м.

Большой Москворецкий мост обладает достаточными размерами: всего восемь автомобильных полос движения. Одновременно мост могут пересекать пешеходы по тротуарам, находящихся по обеим сторонам проезжей части.

Большой Краснохолмский мост

Один из наиболее важных мостов столицы, построенный в 1938 году. 

Находится между Таганской площадью и Нижней Краснохолмской улицей. Для того чтобы добраться до Большого Краснохолмского моста, можно воспользоваться различными видами транспорта. На обеих улицах, которые он соединяет, имеются остановки общественного транспорта, таких как автобусы и троллейбусы. Также в пешей доступности от моста работают станции метро — Таганская и Павелецкая.

Большой Каменный мост

Мост был построен в 1938 году, реконструирован в 2021-м. Мост имеет длину около 487 метров и высокие металлические арки, позволяющие перекрыть реку Москва одним пролетом. Строительство моста было связано с открытием канала Москва-Волга и необходимостью обеспечить проходимость для больших судов.

Добраться до моста можно на метро: от «Кропоткинской», «Библиотеки имени Ленина», «Боровицкой». Отсюда открываются виды на Храм Христа Спасителя, Дворцовую площадь, Нижний Александровский сад, театр Эстрады.

Мост Богдана Хмельницкого

Был построен в 2001 году, назван в честь выдающегося полководца и гетмана Украины. 

Мост Богдана Хмельницкого имеет современный дизайн с пролетами и арками. Он обладает значительными размерами и вмещает несколько полос для движения автомобилей в каждом направлении. 

Мост располагается вблизи Киевского вокзала. Добраться можно на метро до станции «Киевская».

Новоспасский мост

Построен еще в начале XX века. Это трёхбалочный стальной мост через Москву-реку. Он соединяет район Павелецкого вокзала с площадью Крестьянская застава. 

Существующий мост опирается на опоры Новоспасского арочного моста, построенного в 1911 году. Однако в 2000 году была проведена модернизация моста, в ходе которой опорные арки и надстройка были заменены на стальную балочную конструкцию. Эта реконструкция обеспечила прочность и надежность моста.

Новоандреевский мост

Андреевский автотранспортный мост в Москве считается частью Третьего транспортного кольца через Москву-реку. Он соединяет территорию площади Гагарина с Лужниками. Конструкция была возведена в 1999-2000 годах. Мост заменил арки старого Андреевского железнодорожного моста, которые были использованы при создании Пушкинского моста для пешеходов. 

Новый Андреевский мост содержит семь балочных береговых пролётов и главный металлический арочный пролёт длиной 135 метров, который соответствует размерам старого моста. Он включает в себя два независимых пролётных строения. 

Устаревшие опоры Андреевского моста были демонтированы, а вместо них были построены новые опоры для автодорожного моста.

Лужнецкий мост

Он перекинут через реку Москва и связывает станцию Лужники с ныне не существующим полустанком Потылиха. Мост служит транспортной артерией между северным берегом Лужников с Бережковской набережной. 

Лужнецкий мост был воссоздан в 2001 году, в точности повторяя первоначальную конструкцию моста царя Николая II, возведённого в 1905-1907 гг. Современный Лужнецкий мост представляет собой русловую решётчатую стальную конструкцию, с примыкающими к ней балочными пролётами для движения автотранспорта и пешеходов. 

С Лужнецкого моста открывается живописный вид на Лужнецкую и Новодевичью набережные, на Новодевичий монастырь, Воробьёвы горы.

Третьяковский мост

Он представляет собой пешеходный арочный мост с одним пролетом, выполненный из высокопрочной стали. Его еще называют Лужков мост. Он связывает Болотную площадь с Кадашёвской набережной. Мост был запущен в эксплуатацию в 1994 году.

Дизайн моста включает элементы малых форм, осветительную арматуру и ограду с медальонами, которые созданы по эскизам скульптора Зураба Церетели, отражая традиционный московский стиль. 

Лужков мост также известен как «Поцелуев мост» и стал популярной локацией для влюбленных и молодёжи. Весной 2007 года на мосту было установлено первое в Москве «дерево любви» — металлический арт-объект, на который влюбленные люди могут вешать замки, признаваясь друг другу в любви. С тех пор на мосту и вокруг него было установлено еще несколько «деревьев любви».

Парящий мост

Этот пешеходный мост стал одной из главных достопримечательностей города. Мост получил свое название благодаря своей характерной форме, которая напоминает «скрепку». 

Его длина составляет около 250 метров, а вес превышает 3,7 тысячи тонн. Мост имеет элегантную бетонную консольную конструкцию, которая «парит» над рекой. Устойчивость моста обеспечивается прочными опорами из бетона и металла, а также установленными лифтом и датчиками для контроля нагрузки. 

Парящий мост стал популярным местом для фотографирования благодаря своим панорамным видам на Кремль и набережные, парк Зарядье, гостиницы «Балчуг Кемпински» и другие достопримечательности. Мост и прилегающая территория парка доступны для посещения круглосуточно. 

Строительство моста завершилось в 2017 году. Его уникальный дизайн и привлекательность привлекают посетителей со всего мира.

Заключение

Мосты через Москву-реку являются неотъемлемой частью архитектурного и культурного наследия Москвы. Величественные и разнообразные, они свидетельствуют о богатой истории и развитии города. В Москве существует множество мостов, каждый из которых имеет свою уникальность и значимость. 

Некоторые из наиболее известных и популярных мостов — Большой Каменный мост, Патриарший мост, Багратионовский мост и Лужнецкий мост. Каждый из них имеет свою архитектурную особенность и связан с историческими моментами развития Москвы. Мосты через Москву-реку не только служат функциональным назначением, соединяя различные районы и облегчая транспортное движение, но и представляют собой важные объекты для туристов и жителей города. Они стали символами Москвы, часто становясь идеальными местами для фотосессий, прогулок и наслаждения красотой столицы.