Завораживающие мосты Москвы-реки стали неразрывной частью городского пейзажа и символами величия, связывающими левый и правый берега. От древних перекладинных мостов до современных архитектурных шедевров, эти конструкции являются свидетелями истории Москвы и воплощением творческого вдохновения гениальных инженеров и архитекторов.
Москву-реку пересекает 35 мостов. В статье расскажем о самых популярных мостах, которые привлекают многочисленных туристов и жителей Москвы.
Бородинский мост
Это один из наиболее значимых исторических мостов через главную реку российской столицы, воплощающий в себе не только архитектурную красоту, но и важные исторические события, напоминающие о подвигах наших предков и важности сохранения исторического наследия.
Мост назван в честь Бородинского сражения, великого сражения русской армии с французами в 1812 году.
Мост часто разрушался паводками. В 1930 году уровень воды на реке Москвы-реки достиг критической отметки, что привело к замене и модернизации ряда мостов в Москве, чтобы увеличить пропускные характеристики судов для переправы. Бородинские мосты не требовали немедленного ремонта, так как проезжая часть набережная была перекрыта в связи с пересечением моста и набережной.
В 1952 году был перестроен Бородинский мост по проекту Ю. В. Вернер. Это позволило увеличить пропускную способность моста, повысить безопасность движения и комфорт пешеходов на нем. Реконструкция моста сохранила его исторический облик.
В 1999-2001 годах Бородинский мост был вновь реконструирован. Замена несущих арок и дорожной плиты позволила обновить основные структурные элементы моста, что повысило его прочность и способность выдерживать транспортные нагрузки.
![](https://msk-river-tours.ru/wp-content/uploads/2023/08/image-21.jpeg)
Крымский мост
Крымский мост соединяет территорию Крымского полуострова с материковой частью России через Керченский пролив. Строительство Крымского моста завершилось в 2019 году. Мост был открыт для автомобильного движения в мае 2018 года, а затем открылся и для железнодорожного движения в 2019. Он стал самым длинным в нашей стране и одним из самых длинных в мире мостов (около 19 км).
Крымский мост состоит из двух частей: дорожной части, предназначенной для автомобилей, и железнодорожного пути. Он стал важным стратегическим объектом, способствующим развитию экономики и туризма в Крыму. Мост облегчает перемещение людей и грузов, сокращает время путешествия и создает новые возможности для развития региона.
![](https://msk-river-tours.ru/wp-content/uploads/2023/08/image-22.jpeg)
Пушкинский (Андреевский) мост
Пушкинский пешеходный мост построили в 1999, назвали в честь Александра Сергеевича Пушкина. Мост соединяет Нескучный сад и Центральный парк культуры. Его архитектурный стиль сочетает классические элементы и детали, как кованые перила и декоративные светильники.
Пушкинский мост известен своей красотой, историческими и культурными ассоциациями. Он расположен вблизи таких значимых достопримечательностей, как Храм Христа Спасителя, Парк Горького. Вид на мост с берегов Москва-реки и его окрестностей — один из самых привлекательных и фотогеничных.
Пушкинский мост также является популярным местом для пеших и велосипедных прогулок.
![](https://msk-river-tours.ru/wp-content/uploads/2023/08/image-23-1024x768.jpeg)
Живописный мост
Был открыт в 2007 году. Название выбрали с учетом его близости к Живописной улице, что придает мосту своеобразный характер и ассоциации с окружающей атмосферой.
Особенность Живописного моста — архитектурный стиль, который сочетает в себе элементы классической архитектуры и современного дизайна. Мост состоит из изящных металлических конструкций и каменных столбов, украшенных художественными элементами. Он также имеет прекрасные световые эффекты, которые придают мосту особую привлекательность в вечернее время.
Здесь есть смотровая площадка, оборудованная стеклянными стенами, что позволяет наслаждаться прекрасным видом на окружающие пейзажи. Она также оснащена системой электрообогрева, которая помогает удалить снег и наледь. Для доступа в здание с моста предусмотрены два подъемника, которые обеспечивают удобный и безопасный подъем посетителей. Дополнительно есть эвакуационные подъемники для использования в чрезвычайных ситуациях.
![](https://msk-river-tours.ru/wp-content/uploads/2023/08/image-24.jpeg)
Патриарший мост
Этот каменный арочный мост был запущен в эксплуатацию в 2004 году. А в 2006 в правительстве решили расширить его до улицы Большая Якиманка. Это решение способствовало улучшению транспортной связи и расширению функциональности моста.
В 2008 году на Патриаршем мосту был установлен лифт для обеспечения доступности моста для людей с ограниченными физическими возможностями. Также был создан снегосплавный пункт с резервуаром для приема снежной массы, что позволяло более эффективно справляться с снегопадами и улучшать безопасность движения на мосту в зимний период.
С 2009 года Патриарший мост включен в туристический маршрут «Золотое кольцо Москвы». Это подчеркивает его историческую и культурную значимость, а также привлекательность для туристов, которые могут насладиться его красотой и панорамными видами.
![](https://msk-river-tours.ru/wp-content/uploads/2023/08/image-25.jpeg)
Мост Багратион
Торгово-пешеходный мост был запущен в использование в 1997 году. Это было первое сооружение в комплексе «Москва-Сити». Он служит связующим звеном между Краснопресненской набережной, станцией метро «Выставочная» и «Москва-Сити» с одной стороны, и набережной Тараса Шевченко и Башней 2000 с другой.
Этот мост имеет два уровня, обладая уникальной архитектурой и функциональностью.
На нижнем уровне моста расположена полностью застекленная галерея, оснащенная движущимися дорожками, обеспечивающими удобное перемещение пешеходов. Верхний уровень частично остеклен и представляет собой площадку, где размещены торговые ряды и открытая смотровая площадка, предлагающая великолепные виды на окружающий пейзаж.
Кроме того, на мосту установлены эскалаторы для обеспечения комфортного передвижения по мосту.
![](https://msk-river-tours.ru/wp-content/uploads/2023/08/image-26.jpeg)
Большой Москворецкий мост
Это мост с несколькими пролетами и арками. Он соединяет Васильевский Спуск и улицу Варварку с улицей Большой Ордынкой в Москве. Был построен в 1936—1938 годах, реконструкция была в 2019-м.
Большой Москворецкий мост обладает достаточными размерами: всего восемь автомобильных полос движения. Одновременно мост могут пересекать пешеходы по тротуарам, находящихся по обеим сторонам проезжей части.
![](https://msk-river-tours.ru/wp-content/uploads/2023/08/image-27.jpeg)
Большой Краснохолмский мост
Один из наиболее важных мостов столицы, построенный в 1938 году.
Находится между Таганской площадью и Нижней Краснохолмской улицей. Для того чтобы добраться до Большого Краснохолмского моста, можно воспользоваться различными видами транспорта. На обеих улицах, которые он соединяет, имеются остановки общественного транспорта, таких как автобусы и троллейбусы. Также в пешей доступности от моста работают станции метро — Таганская и Павелецкая.
![](https://msk-river-tours.ru/wp-content/uploads/2023/08/image-28.jpeg)
Большой Каменный мост
Мост был построен в 1938 году, реконструирован в 2021-м. Мост имеет длину около 487 метров и высокие металлические арки, позволяющие перекрыть реку Москва одним пролетом. Строительство моста было связано с открытием канала Москва-Волга и необходимостью обеспечить проходимость для больших судов.
Добраться до моста можно на метро: от «Кропоткинской», «Библиотеки имени Ленина», «Боровицкой». Отсюда открываются виды на Храм Христа Спасителя, Дворцовую площадь, Нижний Александровский сад, театр Эстрады.
![](https://msk-river-tours.ru/wp-content/uploads/2023/08/image-29.jpeg)
Мост Богдана Хмельницкого
Был построен в 2001 году, назван в честь выдающегося полководца и гетмана Украины.
Мост Богдана Хмельницкого имеет современный дизайн с пролетами и арками. Он обладает значительными размерами и вмещает несколько полос для движения автомобилей в каждом направлении.
Мост располагается вблизи Киевского вокзала. Добраться можно на метро до станции «Киевская».
Новоспасский мост
Построен еще в начале XX века. Это трёхбалочный стальной мост через Москву-реку. Он соединяет район Павелецкого вокзала с площадью Крестьянская застава.
Существующий мост опирается на опоры Новоспасского арочного моста, построенного в 1911 году. Однако в 2000 году была проведена модернизация моста, в ходе которой опорные арки и надстройка были заменены на стальную балочную конструкцию. Эта реконструкция обеспечила прочность и надежность моста.
![](https://msk-river-tours.ru/wp-content/uploads/2023/08/image-30-1024x768.jpeg)
Новоандреевский мост
Андреевский автотранспортный мост в Москве считается частью Третьего транспортного кольца через Москву-реку. Он соединяет территорию площади Гагарина с Лужниками. Конструкция была возведена в 1999-2000 годах. Мост заменил арки старого Андреевского железнодорожного моста, которые были использованы при создании Пушкинского моста для пешеходов.
Новый Андреевский мост содержит семь балочных береговых пролётов и главный металлический арочный пролёт длиной 135 метров, который соответствует размерам старого моста. Он включает в себя два независимых пролётных строения.
Устаревшие опоры Андреевского моста были демонтированы, а вместо них были построены новые опоры для автодорожного моста.
![](https://msk-river-tours.ru/wp-content/uploads/2023/08/image-31.jpeg)
Лужнецкий мост
Он перекинут через реку Москва и связывает станцию Лужники с ныне не существующим полустанком Потылиха. Мост служит транспортной артерией между северным берегом Лужников с Бережковской набережной.
Лужнецкий мост был воссоздан в 2001 году, в точности повторяя первоначальную конструкцию моста царя Николая II, возведённого в 1905-1907 гг. Современный Лужнецкий мост представляет собой русловую решётчатую стальную конструкцию, с примыкающими к ней балочными пролётами для движения автотранспорта и пешеходов.
С Лужнецкого моста открывается живописный вид на Лужнецкую и Новодевичью набережные, на Новодевичий монастырь, Воробьёвы горы.
![](https://msk-river-tours.ru/wp-content/uploads/2023/08/image-32.jpeg)
Третьяковский мост
Он представляет собой пешеходный арочный мост с одним пролетом, выполненный из высокопрочной стали. Его еще называют Лужков мост. Он связывает Болотную площадь с Кадашёвской набережной. Мост был запущен в эксплуатацию в 1994 году.
Дизайн моста включает элементы малых форм, осветительную арматуру и ограду с медальонами, которые созданы по эскизам скульптора Зураба Церетели, отражая традиционный московский стиль.
Лужков мост также известен как «Поцелуев мост» и стал популярной локацией для влюбленных и молодёжи. Весной 2007 года на мосту было установлено первое в Москве «дерево любви» — металлический арт-объект, на который влюбленные люди могут вешать замки, признаваясь друг другу в любви. С тех пор на мосту и вокруг него было установлено еще несколько «деревьев любви».
![](https://msk-river-tours.ru/wp-content/uploads/2023/08/image-33.jpeg)
Парящий мост
Этот пешеходный мост стал одной из главных достопримечательностей города. Мост получил свое название благодаря своей характерной форме, которая напоминает «скрепку».
Его длина составляет около 250 метров, а вес превышает 3,7 тысячи тонн. Мост имеет элегантную бетонную консольную конструкцию, которая «парит» над рекой. Устойчивость моста обеспечивается прочными опорами из бетона и металла, а также установленными лифтом и датчиками для контроля нагрузки.
Парящий мост стал популярным местом для фотографирования благодаря своим панорамным видам на Кремль и набережные, парк Зарядье, гостиницы «Балчуг Кемпински» и другие достопримечательности. Мост и прилегающая территория парка доступны для посещения круглосуточно.
Строительство моста завершилось в 2017 году. Его уникальный дизайн и привлекательность привлекают посетителей со всего мира.
![](https://msk-river-tours.ru/wp-content/uploads/2023/08/image-34.jpeg)
Заключение
Мосты через Москву-реку являются неотъемлемой частью архитектурного и культурного наследия Москвы. Величественные и разнообразные, они свидетельствуют о богатой истории и развитии города. В Москве существует множество мостов, каждый из которых имеет свою уникальность и значимость.
Некоторые из наиболее известных и популярных мостов — Большой Каменный мост, Патриарший мост, Багратионовский мост и Лужнецкий мост. Каждый из них имеет свою архитектурную особенность и связан с историческими моментами развития Москвы. Мосты через Москву-реку не только служат функциональным назначением, соединяя различные районы и облегчая транспортное движение, но и представляют собой важные объекты для туристов и жителей города. Они стали символами Москвы, часто становясь идеальными местами для фотосессий, прогулок и наслаждения красотой столицы.